История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова. Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.
Гнев и милость царицы
Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.
В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
Природа Чёрной Грязи
Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам. В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
Романтические руины
В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.
Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.
Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков
Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.
Красота и ЗдоровьеТуризм
Парк Царицыно часто воспринимают лишь как место для отдыха. Живописные виды, изумительный архитектурный комплекс, аллеи, дорожки, пруды, фонтаны и скульптуры – все это, несомненно, радует глаз. Сейчас на территории парка довольно развита инфраструктура. Есть кафе, рестораны и развлекательные заведения. Однако, это место создано не только для развлечений. Экскурсия по Царицыно может стать настоящим экскурсом в историю. Парк и усадьба таят в себе массу тайн и даже мистических явлений.
История усадьбы Царицыно
Царицыно обычно связывают с именем императрицы Екатерины II. Действительно, в 1775 году она выкупила эти земли, чтобы построить здесь дворец и разбить волшебные сады. Однако, судьба распорядилась иначе.
В древние времена эти земли принадлежали славянскому племени – вятичам. Но первые упоминания о этом месте появились лишь в 16 веке. Знаменитые царицынские пруды появились при Борисе Годунове. Именно поэтому самый старый из них называется Борисовским, а раньше носил название Цареборисовский. В конце 17 века здесь находилось село с удивительным названием Черная Грязь. Оно принадлежало князю Голицыну. В начале 18 века село переходит к Д. К. Кантемиру, молдавскому господарю, по указу Петра I.
Во второй половине 18 века Екатерина II побывала здесь и просто влюбилась в природу Черной Грязи. Тогда было решено выкупить эти земли, построить здесь царскую резиденцию и назвать ее Царицыно. Строительство императорского дворца было поручено Баженову. Стоит отметить, что нрав императрицы был не из простых. Постепенно Баженов впал в немилость. Почти десять лет длилась работа по возведению основных построек и разбиению садов. Уже в ходе работ между Екатериной II и архитектором происходили столкновения. Так, в 1784 году ей были приглашены в Москву английские садоводы, которые полностью изменили облик садов, с любовью разбитых Баженовым в исконно русском стиле.
Вскоре Екатерина II приехала в Царицыно и приказала снести все, что было построено Баженовым. Архитектор был отстранен от этой работы. Официально считается, что императрице не понравился облик дворца. Однако, ходили слухи, что Баженов впал в немилость за то, что «заражал» сына императрицы, цесаревича Павла, идеями масонства.
На смену Баженову пришел именитый архитектор Казаков. В течение следующих 10 лет, вплоть до смерти Екатерины II, он занимался созданием нового архитектурного комплекса. Историки утверждают, что во многом архитектор стремился перенять опыт Баженова. Поэтому и по сей день мы можем увидеть в облике Царицына задумку архитектора, который попал под горячую руку императрицы. После смерти Екатерины II парк и усадьба были заброшены. И лишь в конце 20 началась реконструкция Царицына. Работы по восстановлению парково-архитектурного комплекса были закончены в 2007 году. Царицыно сразу же полюбилось москвичам. Сочетание живописных аллей, прудов, островов, беседок и монументального дворца в готическом стиле делает это место центром притяжения для всех столичных жителей.
Архитектура Царицыно
Основу усадьбы составляет Большой Царицынский дворец. Он представляет собой два массивных крыла, соединенных галереей. Одно крыло должно было принадлежать Екатерине II, а второе – ее сыну, цесаревичу Павлу. Галерея довольно массивна и выглядит как главный элемент здания, если смотреть на него спереди. Готический облик дворца наилучшим образом подчеркивают строгие башни, расположенные по углам сооружения. В то же время в его архитектуре проглядывают элементы, характерные для классицизма, получившего популярность в конце 18 века. Красно-белое оформление дворца и множество декоративных элементов напоминают кремлевскую архитектуру. Поэтому Большой Царицынский дворец – это сооружение, вобравшее в себя сразу несколько архитектурных стилей. Стоит отметить, что такое сочетание не привело к какофонии во внешнем облике, но слилось в единый гармоничный облик монументального сооружения. Реставраторы постарались воссоздать облик дворца времен Екатерины II. Однако, один элемент никак не вписывался в общий архитектурный ансамбль. Дело в том, что здание имело временную крышу, выкрашенную в мрачный черный цвет. За это местные жители очень не любили дворец, называли его гробом великана, катафалком и темницей. Поэтому реставраторы решили внести свою лепту в облик дворца. Сейчас его крыша выкрашена в светлый цвет и украшена декоративными элементами.
Об архитектурном облике резиденции Екатерины II можно говорить долго. Но еще лучше увидеть все постройки Царицына своими глазами – и удивительный Малый дворец, удачно вписанный в форму холма, и баженовский Хлебный дом, украшенный эмблемами каравая и солонки, и Фигурный мост, поражающий обилием декоративных элементов, и Оперный дом, и кавалерийские корпуса, и многое другое.
Парк Царицыно
Парк Царицыно – это любимое место для отдыха многих москвичей. Приезжают сюда и гости столицы – полюбоваться на архитектуру, отдохнуть в тени лип и берез, погулять по прекрасным аллеям. Он так же, как и основные постройки, был восстановлен после длительного запустения. В парке есть несколько мест, которые обязательно нужно осмотреть. Среди них – павильон Миловида, выполненный в античном стиле. Это открытая сводчатая галерея, которую поддерживают колонны. Она украшена фигурами сфинксов, статуями вакханок и богинь – Венеры и Авроры. Миловида находится на пересечении многих аллей парка, в том числе Глухого проспекта и Утренней дорожки.
Еще одно интересное сооружение парка – это Башня-руина. С конца 18 по начало 19 веков была особая мода на постройки, которые внешним видом походили на руины. А это сооружение было возведено по указу Екатерины II. Императрица увидела башню на рисунке вельможи, который путешествовал к Ионическим островам и сделал несколько набросков. Эта постройка выполнена из грубо обтесанного камня, кладка выполнена нарочито небрежно. На вершине башни находится смотровая площадка, к которой ведет так называемая «чертова лестница». Это название она получила за свое коварное свойство – взобраться по лестнице было легко, а вот спуститься – довольно сложно. Не одну травму получили гости Царицына, пытаясь спуститься с Башни-руины, будучи при этом «под хмельком».
Пожалуй, самое романтическое место парка – это павильон Нерастанкино. Само название навевает о мыслях о любви и разлуке. Вместе с тем в старинных документах это место носит название Миростанкино. Дело в том, что неподалеку находятся древние могильники вятичей. Возможно это сооружение, выполненное в стиле классицизма, было призвано напоминать о том, что о бренности всего сущего. От павильона идет склон, который ведет к Верхнему пруду с островом, на котором можно увидеть арку-руину. Остров называют Русалочьим, а арку – Русалкиными воротами. Возможно, такое название связано с одним из развлечений Екатерины II. Императрица любила всевозможные представления и приказала устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом. Представления проходили на острове. К нему был подведен незаметный ход, по которому шли девушки, чтобы внезапно появиться на острове и поучаствовать в представлении. Такая задумка пришлась по вкусу императрице.
Весь парк разбит вокруг каскада прудов, которые, несомненно, придают особое очарование бывшей царской резиденции. Ажурные мостики, островки, водная птица – эти виды вызывают умиротворение. Самым красивым считается Верхний пруд, именно на нем находится Русалочий остров. По берегам располагаются несколько лодочных пристаней. На среднем пруду находится довольно большой остров. Неизвестно, для чего он использовался при императрице, но сейчас в его излучине построен прекрасный светодинамический фонтан.
Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.
Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье
Село Царицыно всегда поражало своей потрясающей природой, однако всем своим обитателям оно приносило беды и горе. Не суждено было стать такой красоте доступной только одному владельцу.
Поначалу в данных окрестностях проживали славяне-вятичи, оставившие после себя курганы. Затем здесь появилось село Черное грязь, купленное женой российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, в 16 веке. Она построила тут усадьбу, которая в период польско-литовской интервенции сгорела полностью. В дальнейшем эти земли доставались боярам Стрешиевым и князьям Голицыным, тут были построены прекрасные дома, находились чудесные сады. Однако получилось так, что затухает род Стрешиевых, Голицыны были сосланы в Сибирь, и Черная Грязь передаётся Кантемиру, молдавскому князю.
Через некоторое время имение приобретает Екатерина Великая по цене 25 тысяч рублей. Чёрную грязь переименовывают в Царицыно село. Начинается масштабное строительство, порученное архитектору В.И. Баженову. Здесь возводятся дворец, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры. Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства – неизвестно.
Несколько позже вновь начинаются работы по строительству дворца, уже под руководством архитектора М.Ф. Казакова. Дворец был уже практически достроен, когда Екатерина II умирает. Наследник императрицы Павел I останавливает строительство, и на долгое время про дворец забывают. Два века дворец ветшал и пустовал. Про него ходили нехорошие слухи и истории про привидений. Здесь размещались в своё время ночлежка и трактир, а в послереволюционные годы сельский совет и клуб.
В 80 годах 20 века начинается постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации ведутся в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года происходит открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.
В ходе реставрационных работ удалось восстановить многие дворцовые постройки и большинство парковых сооружений. Восстановили и Большой дворец. Был перекинут прекрасный ажурный мост через Средний царицынский пруд, который опирается на искусственный остров. На этом острове воздвигли светомузыкальный фонтан, в репертуаре которого имеются композиции Чайковского, 30 композиций Поля Мориа. В два раза увеличили размеры парка за счёт вхождения в его состав новых территорий. Сейчас в парке всегда многолюдно, ведь парк имеет особую ауру спокойствия, здесь нет суеты и криков, тут хорошо в любую пору года.
Рассказ о прогулке по усадьбе Царицыно после реставрации см. по ссылке.