В России День военно-морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Чтобы избежать тотальной культурной и политической изоляции, империи требовалось развитие морских путей. Отсутствие флота тормозило развитие страны.
«Морским судам быть» — эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора Боярская Дума 20 октября 1696 года приняла решение о создании в государстве регулярного флота.
Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.
Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.
На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.
Краткая история Российского военно-морского флота
Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.
У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.
Уже во второй половине 18 века Российский военно-морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей. Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю военно-морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.
Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский военно-морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.
В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.
Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия. А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.
В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря. Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.
В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.
К началу 19 века Российский военно-морской флот являлся третьим в мире по величине. Состоял он из Балтийского, Черноморского флотов, Беломорской, Каспийской и Охотской флотилий. Впереди по величине были Великобритания и Франция.
В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.
Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.
Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.
В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.
Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.
Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.
В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.
Российский военно-морской флот сегодня
Уже трехсотлетнюю с небольшим историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:
Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке; Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске; Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани; Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде; Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.
Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.
Современные Военно-морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.
Моряки – профессия не из легких, но всегда пользуется уважением.
Праздник «День моряков-надводников» в нашей стране отмечается ежегодно 30 октября.
Военно-морские войска РФ являются сегодня очень мощной силой. Они прошли длительный путь становления. Современные морские надводные подразделения могут служить великолепным примером для того, чтобы последующие поколения моряков могли совершенствовать свои навыки. Причем, это можно сказать не только про военное, но и про мирное время.
История военно-морского флота
История военно-морского флота нашей страны начинается с 30 октября 1696 года. По повелению Петра I, в этот день думой было принято решение о создании в России военно-морского флота на постоянной основе. Однако на самом деле, первые военные корабли появились у нас значительно раньше.
Это позволило нашей стране добиться большого количества новых возможностей. Речь при этом идет не только о более эффективной обороне государства и наступательных сражениях. Наши моряки-надводники сумели сделать большое количество важных географических открытий. Среди этих открытий можно выделить основание Петропавловска-Камчатского, кругосветные путешествия к берегам Северной Америки, а также и многие другие, которые получили имена в честь их первооткрывателей. Среди самых выдающихся русских мореплавателей того времени можно назвать Ф.Ф.Беллинсгаузена, В.М.Головнина, Е.В.Путятина и М.П.Лазарева.
В годы Второй Мировой войны флот стал одной из главных сил, отразившей атаку врага. А в настоящее время российский флот основан на использовании самых современных техник и военного оборудования. Буквально каждый день в нашей стране проводится тестирование новых боевых орудий.
Во времена Петра Первого в России началось активное военное кораблестроение. Суда начали строить в Петербурге, Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Сначала Петр Первый работал над созданием Азовского и Балтийского флотов, несколько позже были созданы Тихоокеанский и Северный.
Российский военно-морской флот во второй 18 — начале 19 вв. уже занимал третье место в мире по количеству боевых кораблей. При этом осуществлялось постоянное совершенствование тактики проведения на море боевых действий и различных маневров.
В годы Великой Отечественной войны нашему флоту пришлось выдержать самые тяжелые испытания. Моряки внесли огромный вклад в общее дело победы над фашистами.
Современный военно-морской флот нашей страны оснащен мощной и надежной боевой техникой. Она включает в себя современные ракетные крейсеры, противолодочные корабли, атомные подводные лодки, десантные суда и самолеты морской авиации.
История возникновения и развития ВМФ
Чтобы узнать об истории возникновения и развития ВМФ, необходимо заглянуть в глубокую древность.
Зарождение мореплавание и флота произошло в Древнем Китае, Египте, Финикии, а также и в ряде других рабовладельческих государств. Изначально суда начли строить исключительно с торговыми целями. Они позволяли преодолевать огромные расстояния по рекам и морям. Со временем начали появляться и военные суда, которые сперва представляли собой гребные корабли. Наибольшее развитие они получили в Древней Греции и Риме.
Но в те времена единственным назначением военного флота являлось уничтожение вражеских кораблей. Тогда основу морской тактики составляло применение таких приемов ведения боя, как использование метательного оружия, абордаж и таран.
В 7 веке венецианцы существенно усовершенствовали гребные корабли. Новый тип судов получил название «галера». Этот вид судов со временем вытеснил все остальные типы гребных кораблей. К концу раннего средневековья он являлся уже основным боевым кораблём. В ряде стран Средиземноморья с 10—11 вв. начали появляться парусные суда, которые назывались нефами. Именно от них и взяли свое начало военные флоты таких европейских государств, как Англии, Голландии, Франции, Швеция и Дания.
В 17 веке в Великобритании, Испании Франции и Голландии были созданы регулярные военные флоты. С целью постройки судов были созданы верфи, для и управления флотом появились адмиралтейства. Тогда же была впервые установлена классификация кораблей, были определены их задачи.
Что касается нашей страны, то зарождение ВМФ у нас произошло еще в 6—7 вв. Но флот не получил особого развития до 18 века. На начало 19 века приходится появление первых паровых боевых судов. В первой половине 19 века на вооружении русского флота уже появилось минное оружие.
Первый железный броненосный корабль, построенный в нашей стране, получил название «Опыт». Он был построен в 1861 году. Этот вид кораблей отличался большой живучестью и непотопляемостью.
С целью ведения разведки строились крейсера. Они отличались от эскадренных броненосцев меньшим количеством вооружения и броневой защиты. Зато, они имели и преимущество, которое заключалось в более высокой скорости хода. В это же время появилась необходимость создания новых классов кораблей — минных заградителей и миноносцев. Они были созданы во второй половине 19 века.
В 1914—15 гг. был построен первый в мире военный гидросамолёт. Нужно отметить, что автором этого проекта стал русский конструктор Д. П. Григорович. Первые авиатранспорты были созданы в составе Черноморского флота. Каждый из них обладал возможностью принимать до семи гидросамолётов.
В Первой мировой войне уже принимало участие большое количество надводных кораблей, подводных лодок и самолётов. Ко времени Второй мировой войны количество судов, подводных лодок и самолетов значительно выросло. Ареной вооружённой борьбы флотов стал тогда практически весь Мировой океан.
В послевоенное время Советский Союз продолжал достаточно активно развивать свой ВМФ, при этом обязательно учитывался боевой опыт. Преимущество тогда начали отдавать созданию крупных надводных кораблей. Велись работы по усовершенствованию ракет, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей. С 1953 года в нашей стране началось строительство атомных подводных лодок.
Автор: Верещагина Софья
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: праздник 30 октября, День моряков-надводников
Вернуться к календарю Праздников