Красота и ЗдоровьеТуризм
Эйфелева башня (La Tour Eiffel) является самой узнаваемой и посещаемой достопримечательностью в мире. На неё ежегодно поднимается более 5 миллионов туристов, что в сумме за всю историю её существования составляет порядка 240 миллионов человек. И это не считая огромного количества тех, кто предпочитает не забираться на башню, а довольствоваться её лицезрением со стороны.
Эйфелева башня: месторасположение, размеры, цвет и освещение
Эйфелева башня находится в западной части столицы Франции Париже, на левом берегу реки Сены. С неё берёт начало Марсово поле – открытая просторная территория, использовавшаяся в прошлом как плац для военных шествий и парадов, а ныне представляющая собой общественный парк. Другие ориентиры – это набережная Бранли, которая растянулась вдоль Сены на два округа и станции парижского метрополитена — Bir-Hakeim, Trocadero и Ecole-Militaire.
Что касается размеров Эйфелевой башни, то по данным 2010 года её высота равняется 324 метрам. При этом более 40 лет с момента её основания Эйфелева башня являлась самым высоким архитектурным сооружением на земле. Она почти в два раза превышала размеры самых высоких сооружений тех лет – египетской пирамиды Хеопса (146 м) и двух немецких храмов – Кёльнского (156 м) и Ульмского (161 м).
Даже трудно представить, сколько краски может уйти на покраску такой большой конструкции, тем не менее, Эйфелева башня меняла свой цвет неоднократно и представала перед взорами парижан и многочисленных туристов то в жёлтых, то в красно-коричневых тонах. Это продолжалось до тех пор, пока не был выведен и запатентован «коричневый-эйфелевый» цвет, в который башню благополучно красят один раз в семь лет в течение последних нескольких десятилетий.
В ночное время Эйфелева башня предстаёт перед горожанами и туристами в совершенно ином виде. Начиная с 1900 года, на ней действует ночная иллюминация, которая также как и цвет самой конструкции периодически подвергалась изменениям. Последняя иллюминация была обновлена в 2003 году, когда в течение нескольких месяцев 30 верхолазов опутывали башню 40 километрами проводов и подсоединяли к ним 20 тысяч лампочек. Подобное ночное «одеяние» башни обошлось французскому правительству в 4,6 млн. евро, однако, по словам очевидцев это стоит того.
История Эйфелевой башни
История Эйфелевой башни уходит корнями в 19-е столетие, когда французские власти в память о столетней годовщине Великой Французской революции решили провести всемирную выставку. В ходе проводившегося конкурса архитектурных и инженерных проектов в лидеры из 107 претендентов вышел проект 300-метровой башни, который был предложен успешным французским инженером и специалистом по проектированию стальных конструкций — Александром Густавом Эйфелем. Интересным является тот факт, что на самом деле идея постройки подобной башни принадлежала вовсе не Эйфелю, а двум его помощникам. Однако очевидно, что без применения особых методов строительства, научных разработок и даже собственных финансовых вложений Густава Эйфеля столь сложному в техническом плане проекту, без его непосредственного участия, не суждено было воплотиться в жизнь.
Строительство Эйфелевой башни заняло чуть более двух лет, с января 1887 года по март 1889. Считается, что такие короткие сроки стали возможны вследствие наличия высококачественных и точных чертежей, с указанием всех необходимых размеров и расчётов.
Открывшаяся для посещений весной 1889 года Эйфелева башня, которую в народе прозвали «железной дамой» имела ошеломительный успех. Это дало возможность уже к концу года возместить большую часть затрат на строительство. Несмотря на многомиллионный нескончаемый поток желающих посмотреть и побывать на башне, были и такие, кто категорически не хотел мириться с наличием подобного сооружения в своём городе. Ещё с момента начала строительства, творческая интеллигенция Парижа и более того всей Франции выступала с резкими высказываниями в адрес Эйфеля и его проекта. Известно также, что более 300 писателей и художников направили официальный протест в адрес Парижского муниципалитета, в котором отзывались о возводимой конструкции как о «бесполезном и чудовищном» строении, «доминирующем над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба». Их недовольство не было принято властями к рассмотрению, Эйфелева башня была достроена во время, и согласно первоначально заключённому договору демонтаж её должен был быть осуществлён лишь через 20 лет. Однако ни через 20, ни много лет спустя этого так и не произошло. Башня оказалось полезна для технического прогресса, в частности для проведения экспериментов в области беспроводного телеграфа, радио и телевещания.
Для передачи регулярных телевизионных программ её стали использовать уже начиная с 1935 года, а двумя десятилетиями спустя на Эйфелевой башне была установлена телевизионная башня, что увеличило высоту конструкции ещё на 20 метров – до 320, 75 метров.
Сегодня Эйфелева башня является собственностью города Парижа, а её основателю Густаву Эйфелю у подножия башни установлен позолоченный бюст с незамысловатой надписью, информирующей о его годах жизни.
Привлекательность Эйфелевой башни для туристов
Эйфелева башня – привлекательный объект для туристических посещений. В один момент на ней, без вреда для конструкции, могут разместиться 10 400 человек. Здесь помимо смотровой площадки, расположенной на третьей платформе, высота которой достигает 274 метра, есть рестораны и кафе. Особый интерес представляет, конечно, знаменитый гастрономический ресторан «Jules Verne» («Жюль Верн») в стеклянной галерее. Он рассчитан на 120 мест, но столик в нём рекомендуют резервировать заблаговременно, слишком уж велико количество желающих пообедать, восторгаясь видами Парижа. Средняя стоимость обеда в ресторане «Jules Verne» составляет порядка 100 евро, а ужина без вина – чуть более 200.
Вход на Эйфелеву башню платный, размер суммы зависит от возраста экскурсанта и от того, на сколько уровней сооружения он хочет подняться. До первого и второго уровня можно добраться по собственному усмотрению на лифте либо преодолев приличное количество ступенек пешком, на третий уровень посетителей доставляет только лифт.
Автор: Ершова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт inmoment.ru обязательна.
Вернуться в начало раздела МодаВернуться в начало раздела Красота и Здоровье
06:11 pm: Цвета Эйфелевой башни
В этом году к своему 120-летию Эйфелева башня в очередной раз красилась. Да, к ней приходило 25 «парикмахеров», извели на нее 60 тонн краски, чтобы ко дню рождения старушка выглядела, как невинная девушка. Кроме краски, они искрасили 1500 кисточек и истерли столько же рабочих комбинезонов, а весь процесс преображения старушки занял больше года. Эйфелева башня любит перемены: сейчас она русая, а за всю свою историю побывала и блондинкой, и шатенкой, и рыжей. Перекрашивалась всего 18 раз (примерно раз в семь лет), в этом году был 19-ый. И конечно же, как истинная леди, башня хранит в себе секрет идеального цвета, который знают, я думаю, немногие.
В 1900 году Густав Эйфель в своей книге «300-метровая башня» (« La Tour de trois cents mètres ») подчеркнул, что покраска является основным элементом сохранения металлической конструкции, и только она гарантирует долгую жизнь башни. Да и современные ученые признают, что это лучшая защита от ветра, пыли, дождя, снега и других внешних воздействий.
Сначала башня была красной, как все младенцы. Через 13 лет, в 1892 году она пожелтела, в 1899 году стала бежевой, а в 1907 – коричневой. В 1954 ее снова покрасили в красный цвет, но с бордовым оттенком, и, наконец, в 1968 – снова в коричневый.
Раньше покраской башни занимались эквилибристы. Они ходили по башне, как в цирке по канату, без всякой страховки, «налегке», разве что носили с собой ведра с краской и кисточки. Вот, например, фотография знаменитого Марка Рибу под названием «Маляр Эйфелевой башни» (Marc Riboud « Peintre de la Tour Eiffel »), сделанная в 1953 году.
Сейчас, конечно, экипировка полная – на каждую покраску уходит примерно 50 км только страховочных тросов и 20 000 кв.м страховочных сеток, а еще всякие крепления, шлемы, маски… Маляры перед покраской три недели учатся только передвигаться по башне, стажировка у них такая.
А теперь о тайне. На самом деле башню красят не в один цвет, а в три, для того чтобы визуально она казалась одноцветной. Это легко объяснить. «Узор» башни наверху гораздо плотнее, чем внизу. Если все красить одним цветом, то место наибольшей плотности будет казаться темнее, а наименьшей – светлее, таковы законы оптики. Поэтому и подбирают для окраски башни три нюанса одного цвета, и если присмотреться к ней вблизи, то действительно заметно, что цвета на разных ярусах разные.
А через 7-8 лет старушку собираются обновить основательно, с обдиркой всех старых слоев. И покрасят заново, естественно, только в какой цвет – пока неизвестно.
p.s. При написании поста использовалась информация и кадры из документального фильма « Des Racines et Des Ailes. La Tour Eiffel a 120 ans ».
Tags: достопримечательности
Часто в последние десятилетия Эйфелева башня в Париже в своем облике несет печать актуальных событий.
Например, несколько лет накануне наступления 2000 года на ней висело табло, которое отсчитывало время до наступления нового тысячелетия, а вот в прошлом году башню несколько месяцев украшала эмблема Европейского Союза в честь председательства Франции в этой организации. Иногда в честь каких-либо важных событий башня меняет, изредка и кардинально, и цвет своей подсветки.
В общем, Эйфелева башня — главный символ Франции всегда в гуще событий и толп туристов. А ведь у нее уже преклонный возраст. Башня отметила 120 лет (Напомним, она была построена как временное сооружение к Всемирной выставке в Париже в 1889 году).
Об этом и не только в этом нашем обзоре, посвященном знаменитому сооружению Эйфеля.
аудио файл №1
Логотип, отмечающий 120-летие Эйфелевой башни с ее официального сайта.
В этом логотипе обыгрывается французское слово «ans» — «лет», которое стилизовано под цифру 120 справа на изображении.
Покраска Эйфелевой башни в 1953 году.
Покраска Эйфелевой башни в 1953 году.
На архивной иллюстрации:
Покраска Эйфелевой башни в 1953 году. Изображение с сайта «Международного Французского Радио»).
А на иллюстрации ниже — изображение с официального сайта Эйфелевой башни, анонсирующее ее новую, 19-ю покраску в 2009 году.
Как передавали международные СМИ, в последние годы на покраске Эйфелевой башни были заняты 25 маляров-альпинистов, большинство из которых являются иностранными рабочими — выходцами из Румынии, не знающими французского языка.
Конкурс на 19-ю покраску башни выиграла греческая компания «Stelma», в чью бригаду маляров, работающих на башне, входят также испанцы, греки и итальянцы.
На иллюстрациях: Слева — изображение с официального сайта Эйфелевой башни, анонсирующее ее новую, 19-ю покраску в 2009 году; Справа — Фирменный цвет башни зарегистрирован как «коричневый эйфелевый».
На иллюстрациях: Слева — изображение с официального сайта Эйфелевой башни, анонсирующее ее новую, 19-ю покраску в 2009 году;
Справа — Фирменный цвет башни зарегистрирован как «коричневый эйфелевый».
Фото с сайта «Международного Французского радио — RFI».
Фирменный цвет «коричневый эйфелевый», используемый в покраске башни и о котором пойдет речь ниже, используется для окраски этого сооружения уже 40 лет.
Краски поставляют уже 10 лет норвежцы.
Юбилейная покраска
120-й день рождения башня отметила своей покраской. Об этом и о том как менялась окраска башни в разные годы ее существования вы можете узнать в материале на Portalostranah.ru.
Сначала предлагаем репортаж русского вещания Международного Французского радио RFI из Парижа (этот репортаж доступен в тексте и в аудиофайле в записи этой программы от Portalostranah.ru):
«На протяжении уже нескольких десятилетий Эйфелева башня остается самым посещаемым монументом в мире.
И на ее популярность не влияет экономический кризис: у подножия башни по-прежнему стоит очередь из желающих полюбоваться на Париж с высоты птичьего полета. В 2008 году башню посетило около 7 миллионов человек.
Эйфелева башня отмечает свой очередной юбилей. Она была торжественно открыта ровно 120 лет назад, 31 марта 1889 года.
В 2009 году юбилей будет отмечен специальной экспозицией, посвященной истории башни, а также фейерверком.
В день своего рождения, самая известная в мире парижанка приступила к обновлению своего наряда: ее в очередной — 19-й раз начали перекрашивать.
Эта процедура повторяется каждые 7 лет, и на то, чтобы выкрасить огромную конструкцию высотой в 300 с лишним метров, потребуется около полутора лет.
Покраска Эйфелевой башни — дело довольно дорогостоящее и трудоемкое. Общая стоимость покраски составит 4 миллиона евро.
Чтобы защитить металл от коррозии, необходимо 60 тонн краски. Таким образом, башня, металлическая структура которой первоначально составляла 7 тысяч 300 тонн, еще раз значительно прибавит в весе.
Для покраски необходимо полторы тысячи кистей и столько же комбинезонов для рабочих, тысяча пар перчаток и тысяча штукатурных лопаток, а также два гектара защитных сеток, предупреждающих от падения.
Над покраской работает бригада малеров-верхолазов, состоящая из 25 человек, которым придется покрасить 250 тысяч квадратных метров. Красить начинают с самой вершины до основания.
«Коричневый эйфелевый»
За 120 лет Эйфелева башня неоднократно поменяла свой цвет: была красно-коричневой, желтой, и цвета охры. В последнее время ей придают естественный оттенок бронзы.
По мнению большинства туристов, башне это очень идет. Этот цвет даже получил специальное запатентованное название: «коричневый Эйфелевый», если так его можно перевести на русский.
Как у настоящей парижанки, естественный шарм башни был продуман до мелочей. Разные ее уровни окрашены разными оттенками бронзы: самый светлый наверху, чуть темнее — внизу. Это делается для того, чтобы башня более гармонично смотрелась на фоне парижского неба, которое в эти весенние дня стало особенно ясным».
(«Международное Французское радио — RFI», русское вещание от 31/03/2009);
Эйфелева башня
как табло времени и вещатель
На протяжении всей своей истории Эйфелева башня вольно или невольно была в контексте, как минимум, всех французских событий. Конечно, компании, управлявшие башней, делали все возможное, чтобы повысить ее популярность и посещаемость. Для этого устраивались различные шоу на башне и вокруг нее.
Но кроме участия в постановочных мероприятиях башня участвует и в реальных исторических событиях.
Например, в годы Второй мировой войны она «состояла» во французском
движении сопротивления.
После оккупации Парижа в 1940 году на башне были выведены из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего визита «триумфатора» в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят
Башня победила Гитлера».
Кстати немцы тогда же так и не смогли толком закрепить свой флаг на башне. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет подчинить,
«чудесным образом» заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.
Эйфелева башня не только символ Франции. К
«Голосу Франции» башня имеет также непосредственное отношение.
Мало кому известно, что буквально в пяти минутах ходьбы от башни уже почти сорок находится здание, откуда Франция ведет свои передачи на окружающий мир на нескольких десятках языков, в том числе и на русском.
Это здание
Радио Франс» и уже упоминавшегося
Международного Французского радио — RFI» на авеню Кеннеди. Из окон русской редакции хорошо видна верхушка знаменитого Эйфелева сооружения. А в свое время, до появления международного вещания на коротких волнах, а затем и через спутники, и технически трансляции на всю Европу осуществлялись с Эйфелевой башни. Пик таких трансляций с сооружения Эйфеля, осуществлявшихся в средневолновом диапазоне, пришелся на 1920-1930-годы.
В настоящее время с Эйфелевой башни ведутся аналоговые телевизионные и радиотрансляции для парижского региона. Радиовещание в FM диапазоне носит только локальный характер.
Вот что пишет официальный сайт Эйфелевой башни об истории телерадиовещания с этого сооружения ( в нашем в переводе с английского):
«Эйфель горячо поддерживал исследования в области в области радиопередач, предложив использовать его башню для монументальной радиомачты.
После успеха первой трансляции радиосигнала в Пантеоне, проведенной Eugène Ducretet в 1898 году, на сооружение Эйфеля обратили внимание военные власти в 1901 году, с тем, чтобы сделать башню антенной для дальней радиосвязи.
В 1903 году была организована радиосвязь с военными базами вокруг Парижа, а затем, год спустя, с базами на востоке Франции.
Постоянная радиостанция была установлена на башне в 1906 году, обеспечивая тем самым продолжение ее жизни.
(Как известно, первоначально Эйфелева башня была временным проектом, который должен был быть окончен поcле завершения Всемирной выставки, чьим своеобразным талисманом башня была, но пригодность сооружения Эйфеля для целей радиосвязи продлили жизнь башни, а потом уже все так к ней привыкли, что никто и не помышлял о ее сносе. — Прим.Portalostranah.ru).
Эйфель прожил достаточно долго, чтобы услышать первую трансляцию европейского общественного радио со своей башни в 1921 году.
Верхняя часть башни модифицировалась с течением времени, чтобы разместить все больше антенн»…
Сегодня Эйфелева башня вмещает несколько десятков антенн всех видов, в том числе телевизионные мачты, самая высокая из которых находится на высоте 324 метров.
Первые испытания телевещания с Эйфелевой башни восходят к 1921 году, а первые регулярные передачи начались в 1935 году.
«Пастушка среди мостов».
Как менялось отношение французов к Эйфелевой башне
«Очень многое из того, что строится в Париже, поначалу вызывает бурю протеста, критикуется, осуждается, однако по истечении некоторого времени, парижане к этому новому привыкают, и меняют свое отношение.
Так было с перестройкой Парижа префектом бароном Османом, позднее с постройкой района Дефанс, с колоннами Бюрена в Пале-Руаяль, Пирамидами Лувра и, конечно же, с Эйфелевой башней, полемика вокруг которой общеизвестна и очень характерна.
Известен и анекдот о Ги де Мопассане, который обедал в ресторане Эйфелевой башни, поскольку это было единственным местом Парижа, откуда эту башню не было видно.
Общеизвестно также, что знаменитые люди конца XIX века написали письмо протеста против возведения башни, но мало известно, в каких именно патетических выражениях они обращались к своим согражданам с призывом предотвратить это безобразие, и к каким именно ценностям они апеллировали.
Поэтому процитируем несколько фрагментов этого письма, опубликованного в газете «Ле Тан» 14 февраля 1889 года и адресованного господину Альфану, генеральному директору работ по организации Всемирной выставки 1889 года:
«Мы, — писатели, художники, скульпторы, архитекторы, поклонники до сей поры нетронутой красоты Парижа, — мы собрались, чтобы всеми силами, со всем негодованием души, во имя непризнанного французского вкуса, во имя французского искусства и подвергающейся угрозе истории Франции, выразить наш протест против неприличного возвышения в самом сердце Парижа бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни, которую остроумная общественность, часто обладающая трезвым рассудком и здравым смыслом справедливости уже окрестила Вавилонской башней».
Далее (в письме) речь идет о профанации великого культурного наследия, заменяющегося позорным сооружением, которое не захотела видеть у себя даже «торговая Америка», а также речь идет о великом культурном наследии готической архитектуры: соборов Нотр-Дам де Пари, Сент-Шапель, башни Сен-Жак, Лувра, собора Инвалидов, Триумфальной арки, над которыми отныне будет возвышаться «гигантская черная труба завода», символ «промышленного вандализма».
Этот «тревожный призыв» подписали Шарль Гуно, Шарль Гарнье, Эмиль Золя, Леконт де Лиль, Александр Дюма-сын, Сюлли Прюдом, Ги де Мопассан и др.
Следует, впрочем, отметить, что когда это письмо было написано, Эйфелева башня только начинала строиться. Работы шли на уровне фундамента. Таким образом, против чего именно протестовала прогрессивная общественность Парижа, она представляла себе весьма смутно. Это было время, когда завершилась перестройка Парижа бароном Османом, коренным образом изменившая его облик, но об этом авторы письма не упоминают».
«… Это не извержение Везувия
Это не туча саранчи, одна из десяти напастей Египта
не Помпея
Не крик гигантских мастодонтов …
… Это Эйфелева башня.
Башня мира
Башня движения».
Из стихотворения об Эйфелевой башне, август 1913 г.
Успех, который выпал на долю Эйфелевой башни во время выставки несколько умерил пыл протеста, но отнюдь его не потушил. «Тревожный призыв» остался в истории и нашел свое отражение в художественных произведениях.
Так, в романе Луи Арагона «Пассажиры империала» одна из героинь — Полетта, посещает Всемирную выставку 1889 года.
Трижды автор заставляет ее обратить свой взор к Эйфелевой башне, и трижды заставляет воскликнуть: «Какой ужас!».
Роман «Пассажиры империала» был написан в 1937 году, и в то время отношение к Эйфелевой башне уже изменилось, однако негативное отношение к башне навсегда осталось признаком времени, характерной приметой жизни Парижа конца XIX века. Потому этот эпизод и фигурирует в романе Луи Арагона.
Одновременно с негативным отношением к Эйфелевой башне возникло позитивное отношение к ней. С технической точки зрения она не могла не вызывать восхищения, а вот с эстетической точки зрения её присутствие в центре Парижа раздражало очень многих.
Одним из первых, кто пробил брешь в бастионах врагов Эйфелевой башни, был Гийом Аполлинер.
Эйфелева башня в ироничном образе пастушки появляется в первых строчках «программного стихотворения» Гийома Аполлинера «Зона» (1912). Это башня-пастушка, вокруг
которой блеет «стадо мостов»… «…»
Годом позже было опубликовано «…» стихотворение Блеза Сандрара, который, как и Гийом Аполлинер, отталкивался от древней культуры, преодолевая ее, и также воспевал Эйфелеву башню:
«… Это не извержение Везувия
Это не туча саранчи, одна из десяти напастей Египта
не Помпея
Не крик гигантских мастодонтов …
… Это Эйфелева башня.
Башня мира
Башня движения».
(август, 1913)».
Очерк, приведенный в некотором сокращении, был передан русским вещанием «Международного Французского Радио — RFI» в декабре 2008 года;
Из истории
подсветки Эйфелевой башни
Эйфелева башня всегда в своем освещении умудрялась следовать в ногу со временем.
Еще в 1889 году, до завершения своего строительства, со второго уровня башни был организован запуск фейерверка по случаю национального французского дня 14 июля.
Подсветка
Эйфелевой башни разных лет
Блок иллюстраций № 1 по теме «Из истории подсветки «Эйфелевой башни»: Иллюминация включается в сумерках (первая фотография (слева направо в верхнем ряду) и работает до 1 часа 05 минут ночи (летом до 2 часов 05 минут ночи).
Блок иллюстраций № 1 по теме «Из истории подсветки «Эйфелевой башни»:
Иллюминация включается в сумерках (первая фотография (слева направо в верхнем ряду) и работает до 1 часа 05 минут ночи (летом до 2 часов 05 минут ночи).
Золотистый цвет является обычным для башни с 1985 года, когда была введена система подсветки, в основном, изнутри сооружения.
Однако полная иллюминация башни — не только золотистый ровный цвет (вторая фотография (слева направо) в верхнем ряду).
Дополнительный элемент подсветки – это серебристые переливающиеся огоньки (третья фотография (слева направо) в верхнем ряду и первая фотография (слева направо) в нижнем ряду), вспыхивающие на несколько минут в начале каждого часа поверх ровно светящегося золотого.
Также компонентом подсветки башни является прожектор, установленный на ее вершине (справа внизу).
Блок иллюстраций № 2 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
Блок иллюстраций № 2 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
Фотография слева вверху: На архивной фотографии, чей оригинал хранится в Библиотеке Конгресса США, изображена подсветка Эйфелевой башни в 1900 году – в дни проведения Всемирной выставки в Париже;
Справа: Здесь на архивной открытке изображен узор в стиле «арт-деко» с надписью «Ситроен» – иллюминация на Эйфелевой башне из электрических огней, осуществленная в рекламных целях для компании «Ситроен» в 1925 году;
На маленькой фотографии в центре: Кроме оформления подсветки башни в виде затейливых узоров, сотрудничество с фирмой Ситроен в деле подсветки сооружения привело к тому, что в период с 1925 по 1936 год башня несла на себе и довольно прямолинейную рекламу с крупной надписью названия этой организации.
Блок иллюстраций № 3 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
Блок иллюстраций № 3 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
С наступлением 2000-х годов администрация Эйфелевой башни в ознаменование различных событий все чаще проводит специальные иллюминации сооружения.
Слева – специальное световое шоу в честь наступления 2000-го года;
Башня стала красного цвета (в верхнем правом углу) в 2004 году на пять дней в честь наступления китайского Нового года и в знак дружбы Франции и Китая. Подсветка сооружения осуществлялась с помощь внешних наземных прожекторов;
В правом нижнем углу: Специальная иллюминация Эйфелевой башни в честь соревнований по регби – World Rugby Cup, проходившего во Франции в сентябре — октябре 2007 года. Изюминкой этой иллюминации были гигантские мяч для игры в регби и экран для трансляции соревнований, установленные внизу башни;
Блок иллюстраций № 4 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
Блок иллюстраций № 4 по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни».
Во второй половине 2008 года, в ознаменование президентства Франции в Европейском союзе, Эйфелева башня на шесть месяцев кардинально поменяла свою обычную подсветку.
Из привычной золотистой иллюминации сооружения золотыми остались только звезды на эмблеме ЕС, которая была установлена на башне (первый и второй снимки (слева направо) в верхнем ряду и первый и третий (слева направо) — в нижнем ряду.
Но и в те месяцы поверх синеного цвета также на 10 минут каждого часа включалось обычное для иллюминации сооружения «серебро» (вторая фотография (слева направо) в верхнем ряду и вторая и третья (слева направо) в нижнем ряду.
Башня в цветах Европейского союза была необыкновенно популярна среди туристов и вызвала сенсацию. Однако необходимо напомнить, что еще в 2006-м году башня на день Европы (9 мая) использовала подобную подсветку, но буквально на один день (крайняя правая фотография в верхнем ряду).
Как видно на фотографии 1900 года, снятой в дни проведения Всемирной выставки в Париже, в то время существует уже и внешняя подсветка сооружения. Гирлянды лампочек тогда были установлены так, чтобы очертить контуры башни, также использовался прожектор на самой верхушке башни и наземные источники подсветки
В 1925 году на башни была украшена на некоторое время узорами в стиле «арт-деко».
Эта рекламная акция была осуществлена компанией «Ситроен».
Сотрудничество с фирмой Ситроен в деле подсветки сооружения привело к тому, что в период с 1925 по 1936 год башня несла на себе и довольно прямолинейную рекламу с крупной надписью названия этой организации.
В наше время размещение подобного вида рекламы на башне, наверное, невозможно не за какие деньги.
К очередной всемирной выставке в 1937 году была разработана специальная система подсветки, гармонизированная с находящимися по соседству выставочными павильонами Трокадеро.
В 1985 году общество SNTE (Société nouvelle d’exploitation de la tour Eiffel) провело кардинальную модернизацию подсветки Эйфелевой башни, заменив старую систему, в которой активно использовались и наземные направленные источники подсветки.
Новая система подсветки строилась на источниках света, размещенных непосредственно на конструкции башни.
Новая система позволила детищу Эйфеля светиться как бы изнутри золотистым свечением. Эта система подсветки существует до сих пор.
Она представляет собой сложную систему, управляемую компьютером, которая еще больше усложнилась незадолго до 2000 года, когда поверх основного золотистого ковра для шоу встречи нового тысячелетия была добавлена россыпь серебристых лампочек.
Впервые установленная в 2000 году как временная, спустя три года система серебристой подсветки поверх основного золотистого была заменена постоянной. Серебристые мерцающие огоньки стали вспыхивать уже не на пять, а целых десять минут в начале каждого часа времени подсветки башни.
Вот что писал французский многоязычный госжурнал для заграницы «Label France» в 2003 году, когда серебристая доп.подсветка только монтировалась, об этом проекте и об историческом развитии освещения Эйфелевой башни:
«Начиная с лета 2003 года Эйфелева башня сияет тысячами огней. Это сияние рассчитано, по крайней мере, на десять лет: введенное в связи с празднованиями нового тысячелетия, освещение Эйфелевой башни чрезвычайно понравилось парижанам и гостям столицы.
С февраля 2003 года группа из двадцати пяти альпинистов устанавливает под руководством мастера-осветителя Пьера Бидо новый вид освещения. Работы требуют технологической тонкости и огромного человеческого умения. На башне будет установлено двадцать тысяч ламп, что потребует 40 км. светящихся гирлянд и кабелей.
Эти гигантские работы позволят Эйфелевой башне загораться огнями на протяжении первых десяти минут каждого часа, начиная с захода солнца до двух часов ночи.
Бриллиантовое сияние только усилит символическое вселенское значение Эйфелевой башни».
Журнал «Label France», русская версия — № 55 (октябрь-декабрь 2003 года).
Суммируя вышесказанное, золотистая подсветка, дополненная серебром — это часть обычного сегодняшнего имиджа сооружения Эйфеля. Но в последнее десятилетие компания, эксплуатирующая башню, все чаще решается на разные эксперименты.
Это и специальные подсветки по случаю 2000 года и других праздников. Первоначально организаторы ограничивались только тем, что добавляли в цвета больше серебра.
Но в 2004 году в течение, правда, только пяти дней, начиная с субботы, 24 января башня стала красного цвета.
Это было сделано в честь Китайского Нового года и в знак дружбы Франции и Китая. Новую подсветку зажгли на специальной церемонии мэры Парижа и Пекина. Красная подсветка, которая была осуществлена с помощью внешних наземных прожекторов, функционировала с 5 вечера до 7.30 утра до 29 января 2004 года.
Также с 7 сентября по 20 октября 2007 году была организована специальная подсветка в честь проходивших во Франции всемирных соревнований по регби. Наряду с золотым, башня частично была подсвечена зеленым — символизирующим цвет дерна поля для регби. На уровне второго этажа был закреплен огромный экран для трансляции соревнований, а над ним — подсвеченный гигантский мяч для игры в регби.
Кроме специальных подсветок для привлечения внимания к башне и, как заявлялось, чтобы обратить внимание на злободневные проблемы человечества, дирекция «Societe Nouvelle d’Exploitation de la Tour Eiffel» («Общество по эксплуатации Эйфелевой башни») иногда прибегает и к экстраординарным действиям, связанным не с подключением к башни к новым носителям электричества, а наоборот.
Так 1 февраля 2007 года на пять минут башня была полностью отключена от всех видов освещения в знак протеста против чрезмерного электропотребления и проблемы глобального потепления.
Также администрация сооружения периодически экономит на дополнительном освещении башни.
Как известно, дополнительный элемент подсветки башни — это серебристые переливающиеся огоньки поверх ровно светящегося золотого. Они вспыхивают первые 10 минут в начале каждого часа подсветки от сумерек до глубокой ночи.
И вот в отдельные годы поступали сообщения о том, что период горения этих дополнительных переливающихся лампочек в целях экономии электроэнергии сокращался до 5 минут в начале каждого часа. Дирекция Эйфелевой башни также периодически рассматривает различные варианты по снижению энергозатрат для подсветки сооружения — вплоть до установки на башне солнечных батарей.
Но все-таки больше дирекция любит не отключать, а «играть с электричеством», свидетельством чему были следующие масштабные световые шоу на детище Эйфеля.
9 мая 2006 года в 20-летия празднования дня Европы Эйфелева башня впервые на короткий период была подсвечена синим. А с июля по декабрь 2008 года, во время французского президентства в Европейском Союзе, Эйфелева башня на долгое время кардинально поменяла свою подсветку. Основной цвет в этот период был не золотистым, а синим.
Синяя подсветка символа Парижа была очень популярна у туристов и разошлась по миру в огромном количестве фотографий.
Тем не менее, с начала 2009 года Эйфелева башня снова в темное время суток светилась своим обычным золотистым цветом с периодическими всполохами в начале каждого часа серебристых мерцающих огоньков поверх основного цвета подсветки. Здесь важно отметить, что иллюминация башни, вопреки распространенному мнению, работает не всю ночь — а с наступлением сумерек и до часа ночи ( в летнее время — до двух ночи). После этого времени подсветка отключается, остаются лишь сигнальные огни.
В июле 2009 года обычное свечение Эйфелевой башни вновь нарушилось в связи с первым пока только однодневным шоу по случаю ее 120-летия.
Как передавало тогда русское вещание «Международного Французского радио»:
«По случаю Национального праздника Франции (14 июля) и 120-летия Эйфелевой башни мэрия Парижа подготовила «исключительный» свето-музыкальный аттракцион. В 22:45 на площади у Эйфелевой башни начнется праздничный салют, а сама башня вспыхнет «круговой иллюминацией».
На иллюстрации по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни»:
Так выглядело сооружение Эйфеля в начале октября 2009 года: в цветах турецкого флага и с исламским полумесяцем.
Отметим, что эта иллюминация немного походила на ту, что была на башне по случаю наступления 2000 года — сооружение Эйфеля растворялось в ослепительных всполохах белого света.
После «вспышки» на 14 июля башня «упокоилась» до осени 2009 года, когда с 6 по 11 октября знаменитое сооружение было расцвечено в бело-красные цвета турецкого флага в честь года Турции во Франции.
Политическое крыло крайне-правых во Франции выступило против акции по подсветке Эйфелевой башни в цвета турецкого флага. Жан-Мари Ле Пен, лидер националистического «Национального фронта», призывал в своем выпущенном тогда заявлении: «Нет Турции на Эйфелевой башне».
В Париже в те же дни прошли небольшие демонстрации протеста против мэра Бертрана Деланоэ, который солидаризировался с устроителями «протурецкой» акции на башне.
Стоит отметить, что одним из элементов освещения башни в честь года Турции во Франции был также исламский символ — полумесяц, изображение которого содержится и на турецком флаге. Размещение исламского полумесяца также и на символе Франции — Эйфелевой башне особенно возмутило французских правых.
На иллюстрации по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни»:
Плакат мэрии Парижа, объявляющий о фейерверке в честь Национального праздника Франции и 120-летия Эйфелевой башни 14 июля 2009 года.
Новая «электроакция» на башне, вернувшейся на некоторое время после «турецких дней» к своей обычной подсветке, началась уже с 22 октября, когда к обычной подсветке добавилось особое шоу в честь 120-летия башни, которое показывалось четыре раза в сутки после обычных световых переливов на башне в 20.00, 21.00, 22.00 и 23.00 до конца 2009 года.
400 прожекторов освещали одну из сторон башни, которая выходит в сторону Сены. 12-ти- минутное представление символизировало постепенное строительство башни — снизу вверх прожекторы высвечивали белым цветом различные сегменты башни. Затем башня высвечивалась поверх белого в рамках этого представления еще зеленым, красным, синим, оранжевым.
Как мы видим из нашего обзора, история подсветки Эйфелевой башни, история световых шоу на Эйфелевой башне продолжается. Причем в последние годы дирекция башни даже активизирует свою деятельность в этом вопросе, действуя все смелее и эксцентричнее.
Сейчас уже можно сказать, что был бы только достаточно громкий повод для организации шоу, а дирекция Эйфелевой башни его не упустит. Последнее световое шоу, о котором мы упомянем в этом неоднократно дополнявшемся Интернет-материале (О новых световых экспериментах с детищем Эйфеля мы будем рассказывать уже в других статьях), будет шоу 31 декабря 2009 года, венчающее юбилейный для башни год — год ее 120-летия. Эта иллюминация основана на технологии октябрьской (2009 г.) иллюминации к 120-летию, о которой рассказывалось выше, но имеет свои отличия.
Здесь, в финале наших «электросветовых» изысканий воспользуемся еще раз сообщением из первоисточника. (Международное Французское Радио», русское вещание от 31 декабря 2009 года):
«Исключительный новогодний подарок подготовила парижанам мэрия французской столицы. Встретить Новый год в Париже сегодня можно у Эйфелевой башни, полюбовавшись на небывалое световое и музыкальное шоу. Исключительный спектакль начнется в 23.30 по парижскому времени. Для светового спектакля специально оборудована северная сторона Эйфелевой башни.
На иллюстрации по теме «Из истории подсветки Эйфелевой башни»:
Эйфелева башня в октябре 2009 года в рамках специального светового шоу.
Это шоу проходило с октября по декабрь и было организовано исключительно в честь 120-летия башни.
О том, что случится сегодня около полуночи РФИ рассказал Жан-Бернар Бро, директор компании по эксплуатации Эйфелевой башни.
Жан-Бернар Бро: «Начиная с половины двенадцатого и до полуночи у нас пройдет необыкновенное, исключительное световое представление. Мы увидим Эйфелеву башню расцвеченную всеми цветами радуги. Шоу будет состоять из целой серии световых динамичных сцен. Я приглашаю парижан полюбоваться на этот спектакль с площади Трокадеро. Световое шоу будет показано только на одной стороне башни. Приходите все вместе встретить наступление нового года с двенадцатым ударом часов у Эйфелевой башни».
Новогоднее светомузыкальное шоу приурочено к юбилею Эйфелевой башни, которая в уходящем году отметила свое 120-летие.
Первая часть светового спектакля — 12 минут — уже известна парижанам: эту композицию демонстрируют каждый вечер с 22 октября. Сюрпризом станут последние 20 минут шоу. Игра световых эффектов будет сопровождаться музыкой — классической и современной, а также обратным отсчетом времени.
В ходе спектакля художники решили преобразить парижскую «Железную даму» в новогоднюю елку со сверкающими гирляндами.
Финальным аккордом шоу станет световая картина «сумасшедший метроном»: Эйфелева башня зажжется и погаснет 12 раз, отсчитывая последние секунды уходящего года. В самые первые мгновения года 2010 парижский памятник засверкает всеми огнями.
Для новогоднего шоу на Эйфелевой башне было установлено более 400 дополнительных светодиодных прожекторов. Для их соединения использовано 2 километра кабеля. Парижская мэрия подчеркивает, что новые прожектора гораздо энергономичнее старых: для освещения Эйфелевой башни теперь понадобиться в 3 раза меньше электроэнергии.
Авторы новогоднего спектакля — художник-постановщик Бернар Шмит и художник по свету Жак Рувероллис. Они неоднократно готовили концертные шоу легендарного французского рок-певца Джонни Халлидея».
За свечением Эйфелевой башни в режиме реального времени можно наблюдать и в Интернете. Вот один из адресов: paris-live.com;
Максим Истомин
Эйфелева башня
в цифрах и коротких фактах
Анкета башни:
«Дата рождения: 31 марта 1889 (первое поднятие флага),
построена на Всемирной выставке в честь французской революции.
Возраст: 120 лет
Подрядчик: Gustave Eiffel & Cie
Инженеры: Maurice Koechlin & Emile Nouguier
Архитектор: Stephen Sauvestre
Исследования: начались в 1884 Строительство: с 1887 по 1889 (2 года, 2 месяца
и 5 дней)
Состав: 18038 частей, 2500000 заклепок
Вес металлической структуры: 7300 тонн Общая масса: 10100 тонн
Высота: 324 метра (высота с флагштоком)
Координаты: Широта: 48º 51’ 32″ (Север)
Долгота: 002º 17’ 45″ (Восток)
Число посетителей за время существования сооружения
(по 31 декабря 2008 года):
243.376.000
Отличительная особенность: узнаваема во всем мире
Количество ступеней: 1665
Владелец: г. Париж».
(Статистика приведена в нашем переводе с английского по официальному сайту Эйфелевой башни, примечания Portalostranah.ru).
Практическая информация для посетителей
Эйфелева башня открыта для посетителей в течение всего года, а именно:
С 1 января по 17 июня с 9.30 утра до 23 часов — доступ на лифте и с 9.30 до 18.30 — доступ также пешком;
С18 июня до 28 августа — доступ на лифте с 9.30 до 00. 45 и в те же часы также доступ пешком;
С 29 августа до 31 декабря 9.30 утра до 23 часов — доступ на лифте и с 9.30 до 18.30 — доступ также пешком;
Цена билетов от 3 до 13 евро на человека в зависимости от уровня башни, на который посетитель поднимается, а также возможных скидок для посетителей от 12 до 24 лет, а также инвалидов. В зависимости от сезона цена может варьироваться. Дети до 4 лет —допускаются бесплатно;
Существуют несколько смотровых площадок, расположенных на нескольких уровнях сооружения. На башне работают сувенирные магазины и можно перекусить.
Иллюминация Эйфелевой башни осуществляется с наступлением сумерек до часу пяти минут ночи, а в три летних месяца до двух часов пяти минут. Как уже отмечалось в этом очерке, в часы работы подсветки наиболее эффектно башня иллюминирована в начале каждого часа, когда включается дополнительное мигающее освещение.
Этот обзор к 120-летию Эйфелевой башни составлен Portalostranah.ru по ряду источников, включая официальный сайт Эйфелевой башни tour-eiffel.fr; Также использованы материалы русского вещания «Международного Французского Радио» и русского издания французского государственного журнала для заграницы «Label France»; Несколько материалов данного обзора, а именно разделы «Из истории подсветки Эйфелевой башни» и «Эйфелева башня как табло времени и вещатель» написаны специально для Portalostranah.ru; В обзоре использованы иллюстрации с официального сайта Эйфелевой башни, а также русской программы «Международного Французского Радио — RFI» и из архива.
Portalostranah.ru
Опубликовано 22/04/2009; Дополнено 10/01/2010